Я осторожно спускаюсь по чуть скользким от утренней наледи выщербленным ступенькам, с трудом тяну на себя кованую дверь и слышу, как тихо звякнул колокольчик… Все так привычно и до боли знакомо. Сувенирная лавка в Альбинаре – совершенно особое место. Я часто не могу избавиться от ощущения, что именно здесь проходит незримая граница миров. И даже время замедляет бег и позволяет разглядеть петли своей мерцающей спирали.
Поднимаю глаза и встречаюсь с внимательным взглядом продавца. Здороваюсь, словно со старым знакомым, и получаю привычное приветствие в ответ. Но, кажется, я действительно знаю его целую вечность. Именно от него еще девчонкой я впервые услышала легенду об Изначальном мире. В древних сказаниях Изначальный мир называют прародителем нашего. И пусть это миф, но мне нравилось думать, что когда-то наши миры были единым целым, а потом развитие пошло по разным направлениям, появились свои боги, даже свое летоисчисление, наконец, путь в Изначальный мир был закрыт, и теперь туда можно попасть, лишь пройдя портал и воплотившись в жителя этого мира. С детства мне хотелось найти дорогу туда. Заходя в лавку и рассматривая вещи, я, словно наяву, представляла, как прохожу сквозь портал и вижу мифических слонов, чьей родиной, как говорят, была не менее таинственная Дания, кормлю сказочных львят или до головокружения всматриваюсь в хрустальный шар… Но сегодня мое внимание привлек венок из еловых ветвей… Конечно, я видела его и раньше, но сегодня он лежал на видном месте и притягивал взгляды…
- Вы ведь положили его в центре не просто так? – задумчиво спрашиваю продавца.
- Госпожа, Вы, как всегда, наблюдательны, - улыбается он.
- Этот венок ведь тоже пришел к нам из Изначального мира? И если бы он умел говорить, то наверняка рассказал бы совершенно невероятную историю?
Продавец лукаво улыбается и начинает свой рассказ…
Правду говорят или лгут, но рождественский, точнее, предрождественский венок, или венок Адвента, появился в Изначальном мире в Гамбурге в те времена, когда в городе бушевали чума и проказа, на улицах стояли виселицы, а бедность и полная безнадежность надламывали даже взрослых, не говоря уже о детях… Хвала богам, наш Альбинар миновала чаша сия… Йоханн Хинрих Вихерн руководил приютом для брошенных и трудновоспитуемых детей, пытаясь спасти их и вернуть в общество. Рождество было для детей одним из немногих светлых пятен в череде серых будней. Вам, наверное, сложно сейчас в полной мере ощутить, как маленькие воспитанники приюта жили ожиданием рождественского чуда… И чем меньше дней оставалось до праздника, тем чаще они спрашивали: «Когда же, наконец, наступит Рождество?» В 1839 году, когда до Рождества оставалось меньше месяца, Вихерн соорудил из старого колеса телеги деревянный венок с четырьмя большими белыми свечами для предрождественских воскресений и девятнадцатью маленькими красными свечами для остальных дней и повесил его как люстру. Каждый день во время молитвы зажигалась еще одна свеча, и теперь дети могли считать, сколько дней осталось до праздника. Позднее Вихерн стал украшать венок еловой зеленью.
Конечно, ничто не остается неизменным. Со временем из практических соображений венок Адвента превратился в венок с четырьмя свечами по числу предрождественских воскресений.
Да, следует сказать, что само слово «Адвент» происходит от латинского « adventus» и означает «приход», «прибытие», «пришествие». В некоторых странах Изначального мира Адвент начинается в четвертое воскресенье перед Рождеством и заканчивается в канун Рождества. Это время ожидания Рождества, предвкушения, подготовки и надежды.
Венок Адвента стал символом приближающегося Рождества. Зеленый цвет еловых ветвей означает надежду, замкнутый круг – вечность. Свечи символизируют свет бога, рассеивающий тьму человеческой жизни, зажигание свечей – отступление страха перед темнотой и безнадежностью.
Цвет свечей может быть разным. В более светской традиции свечи обычно выбираются красные, сочетание красного и зеленого в этом случае символизирует непрекращающуюся жизнь и надежду.
В духовной традиции свечи пурпурного, фиолетового или ярко-синего цветов. Пурпурный или фиолетовый цвет возвещает приход Царя, означает переход и трансформацию. Фиолетовый цвет считается еще и цветом страдания и покаяния. Ярко-синий цвет, который также относится к царским, символизирует воду (начало нового творения) и ночное небо (ожидание вести о приходе Царя). Часто используют три пурпурные, фиолетовые или ярко-синие свечи и одну розовую, которая зажигается в третье воскресенье Адвента, чтобы ослабить фиолетовый и подчеркнуть радость.
Конечно, это не единственное толкование символов венка. В некоторых странах свечи не используются, а еловый венок просто вешают на двери дома. Это ближе к языческим германским культам, в которых ель, как и любое вечнозеленое растение, символизировала дерево жизни. Ветки ели или пихты в доме отпугивали злых духов и приближали наступление весны.
Форму венка – круг – можно трактовать и как символ солнца, тогда нелишним будет вспомнить также о традициях празднования зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря), которое по времени близко к Рождеству. Колесо года находится в самой нижней точке, отсюда начинается движение вверх, возрождение. Славяне в это время катали зажженные колеса и жгли костры, чтобы помочь зарождающемуся солнцу. В скандинавской традиции в этот день украшали свечами дома и деревья возле дома, призывая духов усопших предков оберегать своих ныне живущих потомков, и «хранили огонь».
Под впечатлением от рассказа я достаю дукаты и протягиваю продавцу.
- Будьте добры, четыре рождественских венка, нет, пожалуй, пять. Пусть у моих друзей тоже возродится надежда и вера в лучшее…
В статье использованы Internet-материалы.
|